• ​Ферапонт Белозерский, православный святой

    Св. Ферапонт Белозерский. Икона XVII века

    Преподобный Ферапонт Белозерский Чудотворец(Ферапонт Можайский), в миру — Фёдор Поскочин родился в 1337 г. в Волоколамске в боярской семье.

    • Тайно ушел из родительского дома в тридцатипятилетнем возрасте, пришел Симонов монастырь (ныне - Даниловский район). Здесь он упросил братию и архимандрита, преподобного Феодора, впоследствии архиепископа Ростовского, тотчас его постричь в иночество, минуя обычно долгий период послушничества. Новоначальный инок был отдан под руководство опытного старца и вскоре строгостью жизни приобрел расположение всей братии. По словам жития, святой хотя и был "не хитр грамоте, но душевную доброту и ум здрав стяжа".
    • Здесь сблизился с преподобным Кириллом Белозерским, вместе они проходили подвиг спасения в постничестве и молитвах и слушали духов­ные наставления преподобного Сергия Радонежского, посещавшего монастырь для поучения братии.
    • Архимандрит и братия оказывали святому Ферапонту особое доверие, посылая его с поручениями в дальние места. Однажды по монастырским делам был пришел святой Ферапонт в Белозерье пешком из Москвы, было ему тогда около 60 лет. Он обошел эти земли, поражавшие суровой северной красотой и располагавшие к уединению. Тогда же преподобному Кириллу было явление Божией Матери, Которая повелела ему идти на север и основать обитель. Когда вернулся из путешествия Ферапонт, Кирилл обратился к нему с расспросами о виденном на севере, спросив, есть ли там места уединенные, где можно было бы безмолвствовать иноку. "Весьма много там таких мест, отче", - отвечал преподобный Ферапонт и вызвался сопровождать Кирилла в путешествии по Белозерской стране. Так, проведя в Симонове около четверти века, по благословению игумена подвижники отправились на Белоозеро.
    • Около года святой разделял труды прп. Кирилла по устроению новой обители, а потом, по благословению старца, в 1398 году удалился к северо-востоку на расстояние 15 верст в отличавшееся красотой и полюбившееся ему место между Бородавским и Павским озером. В то время святой Ферапонт не имел намерения основывать монастырь, но искал уединения для полного безмолвия и первые годы жил один, в построенной им деревянной келье. Однажды приходили разбойники, угрожая ему смертью и требуя уйти из этих мест и отдать богатство, но Ферапонт не отступил, и они устыдились искать у монаха сокровищ. Вскоре к отшельнику стали приходить люди, прося разрешения разделить его труды. Образовалась немногочисленная братия, числом около десяти иноков, положившая начало монастырю, названному впоследствии Ферапонто­вым. Преподобный не согласился стать в нем игуменом. Житие говорит, что он называл себя "самым черным и самым грешным", во главе обители был другой человек, чье имя осталось неизвестным. Ферапонт же выполнял самые тяжелые работы: за всю братию колол дрова и носил воду.
    • В 1408 году в обители была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы. Обитель благоустраивалась. Преподобный по-прежнему подвизался в тяжких работах, не опуская церковной службы и правила келейного. Братство его умножалось, и пример преподобного одушевлял всех любовью к суровым подвигам: иноки трудились вместе со святым наставником над строительством келлии, переписыванием книг, украшением храма. В монастыре был введен обще­жительный устав, строго соблюдавшийся иноками. Святой подвижник сам обладал даром совета, но по-прежнему иногда ходил за духовными наставлениями к своему другу, преподобному Кириллу Белозерскому, и получал от него великую пользу. В своей обители преподобный Ферапонт был духовным отцом для всех: к нему в келлию приходили за советами в смущениях духовных, по его мыслям располагалось все в обители. Никто не смел держать в келлии что-нибудь, кроме икон, святых назидательных книг и орудий простого рукоделия. В храме и трапезе царила глубокая тишина.
    • Известность о подвигах угодника Божия распространилась далеко за пределы Белозерского края. В начале XV столетия земли, на которых располагались Кирил­лов и Ферапонтов монастыри, входили в удел Можайского князя Андрея Димитриевича. Князь Андрей давно желал построить общежительную обитель близ Можайска, но, в поисках готового к такому начинанию страца:
    • "...положи з бояры своими, где вы собрести такова мужа и невозмогоша, всех обошед и обыска, никто не смея дерзнути к таковому начинанию.В 1408 году князь, узнав о высокой духовной жизни белозерского подвижника от побывавшего в Ферапонтовой обители своего наместника, пригласил старца для беседы. Святой Ферапонт не знал, зачем его вызывали в Можайск, от путешествия отказывался, считая, что старцу неуместно идти "в мир, на смех людям", но по настоянию князя отправился в путь. Князь встретил его с большими почестями и обратился с просьбой - дать жизнь новому монастырю. На первый раз преподобный отвечал только слезами, долго отказывался, но по размышлении и молитве, смирился и остался, глубоко тоскуя об оставленной им обители в Белозерье. Так он в третий раз начал все заново.
    • При бога­тых средствах князя недалеко от Можайска, в местечке Лужки (ныне в черте города), на правом холми­стом берегу Москвы-реки, преподобный скоро основал второй монастырь с глав­ным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Белозерской обители. Боголюбивый князь, глубоко почитавший святого за истинное смирение, оказывал щедрую помощь не только новоустроенному монастырю, но не оставлял своими милостынями и прежние его обители. Желая возвысить свой монастырь, князь Андрей Димитриевич исходатайствовал его настоятелю сан игумена, а затем архимандрита. Так, по благословению святителя Фотия Московского, преподобный Ферапонт был возведен в сан архимандрита.
    • Несмотря на постоянное желание возвратиться в Ферапонтов Белозерский монастырь, остался в Лужецком до своей смерти.
    • Умер в 1426 г. Погребён в Лужецкой обители у северной стены собора Рождества Пресвятой Богородицы. Позже на месте погребения был построен храм в честь преподобного Иоанна Лествичника, переосвященный в 1720 году во имя преподобного Ферапонта.
    • Почитание святого началось вскоре после преставления. В 1502 г. вновь отстроенный Богородице-Рождественский собор Ферапонтова монастыря был расписан знаменитым иконописцем Дионисием с сыновьями Владимиром и Феодосием. На южной стене собора над захоронением преподобного Мартиниана уже тогда была изображена фреска с припадающими к престолу Богородицы Ферапонтом и Мартинианом - заступников и молитвенников за обитель.
    • В 1514 году были обретены нетленные мощи святого Ферапонта, прославленные многочисленны­ми чудотворениями. Канонизация преподобного Ферапонта состоялась после Московского Собора 1547 года, на одном из соборов между 1549 и 1551 годами, когда игумен Ферапонтова монастыря привез митрополиту Макарию житие и сви­детельство святости угодника Божия.
    • Мощи святого впоследствии почивали под спудом в соборной церкви Лужецкого монастыря. В 1812 г. французские войска учинили в нем разгром, пожар и осквернение. Тогда исчезла серебряная рака над захоронением святого, пропало и житие его, однако сами мощи не были тронуты, так как они находились под спудом. В конце XIX века житие святого было вновь составлено по рукописным сказаниям в архиве Лужецкого монастыря, собранным его настоятелем архимандритом Дионисием.
    • Мощи святого Ферапонта пребывают в храме Рождества Богородицы Лужецкого монастыря. Рядом с монастырём в деревне Исавицы находится источник с целебной водой — «Колодец святого Ферапонта», открытый преподобным.

    Память:

    • село Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области
    • сельское поселение Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области
    • Ферапонтовское озеро

    Праздники святому Ферапонту установлены:

    • 27 мая (по ст. стилю) - в день кончины
    • 27 декабря (по ст. стилю) - в день обретения мощей
    • в Соборе Вологодских святых
    • в Соборе Московских святых
    • в Соборе Радонежских святых
    Reply Follow