• Феодор Симоновский, православный святой

    Свт.Феодор Симоновский. Икона конца XVII в.

    Святитель Феодор Симоновский (в миру - Иван) родился в 1339 или 1340 г. в семье родного брата преподобного Сергия Радонежского Стефана.

    Родом святитель был из ростовских бояр. Дед его был влиятельным лицом при дворе радонежского князя Андрея, а отец был духовником великого князя Симеона Гордого.

    • Рано лишившийся матери, Иван воспитывался своим дядей Преподобным Сергием и ещё двенадцатилетним юношей был пострижен преподобным Сергием в Троицком монастыре с именем Феодор.
    • В монастыре преподобного Сергия будущий святитель обучался греческому языку, иконописанию, много читал.
    • В 1370 году по благословению преподобного Сергия и святителя Алексия святой Феодор основал Симонов монастырь - монастырь в честь Рождества Божией Матери в селе Симоново под Москвой (ныне - Даниловский район Москвы). В 1379 году монастырь был перенесён на новое место, которое было названо Новое Симоново. Новый монастырь был посвящён Успению Божьей Матери. Именно в Новом Симонове были пострижены преподобные Кирилл и Ферапонт белозерские.
    • В 1374 году святой Феодор познакомился с послом константинопольского патриарха Филофея Киприаном, будущим русским митрополитом. Впоследствии его, как и его учителя Сергия Радонежского, с Киприаном связывали дружеские отношения. Во время сложной политической борьбы вокруг русского митрополичьего престола игумен Симонова монастыря оказывал неизменную поддержку Киприану: именно преподобному Сергию и ему направлял свои послания Киприан во время своих неудачных попыток занять митрополичью кафедру в Москве.
    • После Куликовской битвы святой Феодор - духовник великого князя Дмитрия
    • В августе 1382 г. - святой Феодор становится крестным отцом сына великого князя Андрея.
    • В феврале 1381 года духовник великого князя отправился во главе посольства в Киев, звать на русскую митрополию, изгнанного в 1378 году из Москвы своего друга Киприана.
    • Киприан был вторично изгнан из Москвы осенью 1382 года. Его место занял ранее поставленный в Константинополе вместо умершего Митяя Пимен, которого великий князь ранее отправил в ссылку. Святой Феодор, вместе с нижегородским епископом Дионисием начинает активную борьбу против Пимена. Не доволен Пименом и великий князь. Поэтому по его воле в июне 1383 года Дионисий отправляется в Константинополь для решения вопроса об управлении русской митрополии. Святой Феодор едет вместе с ним. Послы везут грамоту, заранее заготовленное осуждение Пимена. Дионисий, получивший патриаршую поддержку, в сопровождении патриарших послов, отправленных в Москву для расследования дела Пимена, возвращается на Русь. Святой Феодор же остаётся в Константинополе до конца 1384 года. На Русь игумен Симонова монастыря возвращается в сане архимандрита и «первопресвитера». Его монастырь становится патриаршей ставропигией, то есть теперь, минуя митрополита, он подчиняется непосредственно патриарху.
    • Несмотря на то, что патриаршие послы нашли выдвинутые против Пимена обвинения вполне обоснованными и низложили его, смута на этом не закончилась. Новый кандидат в русские митрополиты Дионисий был задержан в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем и вскоре там же скончался. А Пимен вновь отправился в Константинополь искать правды.
    • 1387 г. - святой Феодор отправляется в Константинополь, чтобы свидетельствовать против Пимена. Здесь он надеется застать и Киприана. Однако Киприан в это время в Литве, и суд затягивается. Далее происходит то, что объяснить довольно трудно. Святой Феодор и Пимен, сговариваются между собой и бегут из столицы, избрав для возвращения дальний путь, через занятую турками Азию. (Заочно синод низложил обоих беглецов). Во время этого их путешествия (беглецы вернулись на Русь в 1388 году) Пимен ставит святого Феодора архиепископом Ростовским, подняв таким образом статус Ростовской епископии. Пимен был вновь признан на Руси митрополитом и совершил несколько хиротоний.
    • Узнав о кончине низложившего его патриарха Нила, вновь засобирался в Константинополь. В апреле 1389 года он отправился в путь. В Рязани его встречали епископы. Их весьма представительное собрание вряд ли допускает мысль о случайности происходившего. Намерения иерархов вполне не ясны, однако трое из них отправились в путь вместе с митрополитом. Среди них был и святой Феодор. В Тане генуэзцы потребовали от Пимена возвращение долга и взыскали в счёт его погашения весьма значительную сумму, фактически ограбив посольство. По проискам митрополита Пимена в Кафе святой Феодор был ограблен и брошен генуэзцами в тюрьму. Выбравшись из тюрьмы, святой достиг Константинополя, где вместе с прибывшим туда Киприаном свидетельствовал против Пимена. Пимен, наконец, был окончательно низложен, а Киприан восстановлен в своих правах как митрополит Киевский и всея Руси.
    • 6 марта 1390 года в третью неделю Великого поста Киприан и сопровождавшие его епископы, в числе которых был и святитель Феодор Ростовский, прибыл в Москву, и были торжественно встречены новым великим князем Василием Дмитриевичем.
    • После возвращения на Русь из третьего своего хождения в Константинополь святой Феодор удалился в свою весьма епархию.
    • Краткое архиерейство святого Феодора оставило о себе светлую память.
    • В Ростове святым Феодором был основан женский Рождества Богородицы монастырь, он написал для монастыря образ Богородицы
    • Умер 28 ноября 1394 года. Погребен в Успенском соборе Ростова.
    • Канонизация
      • Уже в XV веке он почитался как святитель. Однако в XIX веке по неизвестной причине его общецерковное почитание было прекращено. Возобновлено оно было только в 1912 году.
      • Почитается в соборах Московских, Радонежских и Ростовских святых.
      • Раннее житие святителя Феодора не сохранилось. Известно, что его житие намеревался писать Епифаний Премудрый, но выполнил ли он своё намерение — неизвестно.
      • Известный список его жития датируется 1723 годом.

    Никаких оригинальных текстов святителя Феодора не выявлено. Зато его переводческая деятельность подтверждена многими списками переведённых им канонов. Более всего среди них переводов Филофея Коккина. Это Канон Богородице о бездождии с акростихом, Канон на Успение Богородицы, Канон на «глад и томление от скудства житнаго», молитва за бездождие, молитвы Филофея «на покрестьи». Кроме Филофеевых произведений его руке принадлежат переводы Чина малого освящения воды и Канона-молебна Богородице Иоанна Евхаитского.

    Святитель был очень хорошим иконописцем. Известны иконы его письма «Деисус на Болвановке у Николы святаго» и образ преподобного Сергия Радонежского.

    Reply Follow