Большая Серпуховская улица Москвы расположена в Центральном и Южном округах города.
К югу от пересечения с улицей Павла Андреева улица находится в Даниловском районе.
Начинается от Сепуховской улицы, идёт до пересечения с Люсиновской у Даниловской площади.
Происхождение названия:
Свое название Большая Серпуховская улица получила от дороги в город Серпухов, которая проходила здесь с XIV века.
Из истории улицы:
В XVI веке по современному Садовому кольцу прошел земляной вал с воротами на Серпуховской дороге, поэтому дорога в течение XVII застраивалась внутри вала, а за воротами начала застраиваться только к концу века. В это время для ее населения была сооружена церковь Вознесения. Известно, что 1696 году Даниловский монастырь пожертвовал земельный участок под деревянную церковь с приделом девяти мучеников. Она простояла недолго, и с 1708 года вместо нее начали возводить каменное здание. Однако успели возвести здание только до половины окон, когда вышел указ Петра о запрещении каменного строительства везде, кроме строящегося тогда Санкт-Петербурга. Стройку церкви остановили, и долго у дороги стояло сооружение, покрытое до половины высоты окон верхней церкви временной деревянной крышей. Возобновилось строительство только в 1756 году, и через шесть лет церковь была построена. В советское время церковь не сломали, а закрыли, устроив общежитие, после которого там помещались различные организации, доведшие здание до грани разрушения, и только недавно церковь вернули верующим.
Улица быстро застраивалась, и в 1722 году в приходе церкви Вознесения насчитывалось 119 дворов. Город в то время был уже опоясан Компанейским валом (замененным в 1742 году Камер-Коллежским) с Серпуховской заставой на Серпуховской дороге. Это была таможенная граница тогдашней Москвы. В 1763 году между Большой Серпуховской и заставой, близ Данилова монастыря, был куплен казной загородный двор бригадира А. И. Глебова с обширным парком и прудами, и на нем построили Павловскую больницу — в честь наследника Екатерины II Павла I. От больницы к Большой Серпуховской прошла Павловская улица. В 1787 году в начале Большой Серпуховской еще стояли Серпуховские ворота (триумфальные, построенные в 1775 году), у ворот размещался рынок, на котором торговали съестными припасами. Пожар 1612 года захватил небольшую часть улицы, у Серпуховских ворот. Уцелели деревянные здания Павловской больницы, и деревянные "Провиантские магазейны" у Серпуховской заставы.
В XIX — начале XX веках на Большой Серпуховской и рядом с ней развернулось строительство различных благотворительных учреждений Купеческого общества. В 1896 году открылся дом призрения, основанный купчихой Татьяной Гурьевой на пожертвованные ею 325 тысяч рублей, из которых 200 тысяч предназначались для обеспечения на вечные времена ста призреваемых, и 125 тысяч на постройку здания для них. Теперь в здании — ожоговый центр Института хирургии имени А. В. Вишневского (№ 27). У бывшей Гурьевской богадельни находится здание Третьяковской богадельни-приюта для слабоумных, к сожалению, здание непоправимо испорчено. Средства на его строительство и содержание оставил П. М. Третьяков. Поводом к этому явилось печальное событие — сын его, Михаил, оказался душевнобольным. Оригинальное и живописное здание богадельни спроектировал С. У. Соловьев, вдохновленный образцами псковского зодчества. Внутренняя отделка была закончена к 15 ноября 1905 года. В центральном объеме, когда-то увенчанном тремя главками, находилась домовая церковь, освященная во имя св. Павла Латрского 15 декабря 1906 года в день именин Павла Михайловича Третьякова.
Рядом находилось общежитие братьев Ляпиных (Б.Серпуховская, 31). Братья Ляпины перестроили каменное здание, служившее складом, в жилой дом. И открыли здесь бесплатное общежитие для студентов университета и учеников Училища живописи и ваяния.
В 1877—1879 годах на месте Провиантских магазинов в конце улицы были в построении города каменные корпуса Александровских казарм. В середине XIX века напротив был сооружен механический завод Гоппера.